Millet cevherleri - sahibi Tahir Kerim
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 22.07.2018, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Block title
bap kategoriyalari
Мои файлы [18]
arama
Главная » Файлы » Мои файлы

Крымскотатарская пресса периода революций 1917 г. и гражданской войны в Крыму: поиск межнационального согласия
05.05.2010, 12:37

 

Этническая пресса Крыма ХХ столетия – явление практически не изученное. Кривая ее взлетов и падений, полностью повторив изгибы и «перегибы» истории полуострова, иногда опускалась до нулевой отметки, - в период, когда насильственно с территории полуострова выселялись целые народы, веками определявшие его судьбу и культурное своеобразие, но иногда достигала своей кульминации. Так, в начале века первый всплеск развития крымских изданий, в том числе и этнических, пришелся на 1905-1906 гг., когда после провозглашения манифестом 17 октября 1905 года гражданских прав и свобод была отменена цензура. Второй расцвет крымской национальной периодики начался после Февральской революции.

Одной из основных причин расцвета крымской прессы 1917-1920 гг. был значительный национально-культурный подъем коренных народов полуострова, определивший в том числе появление газет «Голос татар» и «Крым».

На волне национального крымскотатарского движения в 1917 г. в Симферополе под редакторством И. Озенбашлы (№№ 1-4), А. Боданинского (№№5-11) и С. Чапчакчи (№12-16) была создана газета «Голос татар» (22.07.1917 – 20.12.1917) - еженедельный орган Временного Крымско-Мусульманского Исполнительного Комитета. Еженедельник выходил под лозунгом: «Да здравствует Федеративная Демократическая Республика!».

В газете согласились работать такие выдающиеся деятели крымскотатарской культуры, как Р. Ахундов, О. Акчораклы, У. Баличев, А. и У. Боданинские, И. Джелялов. М. Куртиев, И. Леманов, И. Озенбашлы, А. Озенбашлы, С.М. Сейдаметов, Х. Тынчеров, С.Д. Хаттатов. Обращаясь к читателям в первом номере еженедельника, его редакция почтила память «защитников национальных стремлений, первых распространителей света просвещения и живого слова среди темных масс татар» - редакторов газет «Терджиман» и «Ветан Хадими» И. Гаспринского и Р. Медиева.

Как было заявлено в «Докладной записке Временному Правительству Временного Крымско-Мусульманского Исполнительного Комитета», образованный в общем собрании крымских татар 25 марта 1917 г. в количестве 48 человек во главе с председателем – Таврическим Муфтием Челебиджаном Челебиевым - Временный Крымско-Мусульманский Исполнительный Комитет, являясь «полным выразителем воли татар», был призван ведать их «всеми духовно просветительными и национально-политическими делами» [1, с.2].

Одно из главных мест в газете сразу же заняла тема просвещения крымскотатарского народа. В докладе члена Таврической Губернской Земской Управы Х.А. Тынчерова чрезвычайному губернскому Земскому Собранию по народному образованию среди мусульманского населения Крыма, опубликованном в №№ 5-6 «Голоса татар», говорилось: «К великому сожалению, ни политического воспитания, ни образования в татарской среде нет, да это и вполне естественно. Ибо до сего времени просветительными учреждениями для крымских татар служили: конфессиональные мектебе и медресе, русско-татарские училища и татарская учительская школа, о полной негодности которых категорически высказался съезд учащих Таврической губернии» [2, с.2].

Тема женской культурной эмансипации, затронутая еще И. Гаспринским в «Терджимане», также становится объектом внимания временного исполнительного комитета крымских мусульман и его органа. В частности, в основных крымскотатарских законах, принятых национальным крымскотатарским правительством, говорилось: «Курултай, стоя на принципе равенства, признает и утверждает и за женщиной полное равноправие наравне с мужчиной и поручает парламенту создание соответствующего закона» [3, с.3].

В репортаже об открытии 26 ноября 1917 г. в Бахчисарае Курултая (татарского Учредительного собрания) автор, подписавшийся Х.Ч., как о самом отрадном явлении сообщил о четырех женщинах-татарках, которые вошли в его состав.

Тема интернационализма и дружбы народов красной нитью проходит через все номера газеты. Муфтий Челебиджан Эфенди Челебиев в опубликованной в «Голосе» речи назвал народности Крыма «прекрасными цветами», каждый из которых имеет свою особую красоту и «свойственный лишь ему приятный аромат». По мнению Муфтия, задача Курултая состояла в том, чтобы собрать «все эти дивные цветы» в «один букет». «Татарский народ, - заявил Ч. Челебиев, - не такой эгоист, каким стараются изображать его те, которые или не признают его, или хотя бы и признают, но стремятся выставить его в ином свете. Татарский народ признавал, признает и всегда будет признавать права каждой народности» [3, с.2].

Одной и характерных черт материалов «Голоса татар» была антибольшевистская и антианархическая направленность. В воззвании, с которым 11 ноября 1917 г. Крымско-мусульманский Исполнительный Комитет обратился к гражданам Крыма, говорилось: «Разыгравшиеся в Петрограде и Москве кровавые события, уничтожив существующую власть, ввергли страну во власть анархии, произвола и открыли путь к междоусобной войне. <…> Крымско-Мусульманский Исполнительный Комитет, как выразитель воли крымских татар, не желая допускать в Крыму гегемонии какой-либо народности над другой, а также не допуская мысли о распространении власти какого-либо государства над Крымом, признает «Крым для крымцев» и находит, что чрезвычайные обстоятельства повелевают народам Крыма взять на себя заботу об устроении судьбы своего края и объединиться для общей дружной работы на благо всех народов, населяющих Крым» [3, с.1].

Катастрофе междоусобицы и гражданской войны Комитет пытался противопоставить созданное им крымскотатарское Национальное правительство, призванное заботиться не только о «счастии и спасении» крымскотатарского народа, но о «защите личной и имущественной безопасности всех своих крымских соотечественников» [4, с.2].

Этой высокой цели служила и ежедневная (первое время после открытия газета выходила 3 раза в неделю) общественно-политическая и литературная газета «Крым», выходившая в Симферополе (Ак-Месджид) в 1918-1819 гг. при ближайшем участии членов крымскотатарского парламента: А. Хильми (председателя парламентского бюро), С. Дж. Хаттатова (товарища председаталя), с.у. Таракчи (секретаря). Редактором газеты являлась редакционная коллегия.

Проблема крымскотатарского образования и «женский вопрос» сохранили актуальность и для данного издания. Свидетельством тому – материалы «Крымский университет» (автор – Аксачлы), «Неотложное дело» (автор – Мугаллим (учитель. – Н.Я.), «Женский вопрос у мусульман» (автор – Сервер), рубрики «Театр и искусство» и «Маленький фельетон».

Однако при всей обеспокоенности авторов публикаций национальными проблемами своего народа, очевидным оставалось их желание сохранить приверженность идее свободного независимого развития Крыма на интернациональной основе. «В настоящий момент Крым должен стремиться к созданию независимого государства, к созданию независимой Крымской Республики. <…> Уроки пережитого большевизма должны нас научить, что нельзя строить государство на диктатуре одной какой-либо группы населения. Государство должно защищать интересы всех классов, всех народов, населяющих Крым», [5, с.1] - было провозглашено в первом номере газеты.

В № 4 газета сообщила о создании «Крымского общества национального ознакомления». Автор одноименной статьи, подписавшийся А.М., утверждает, что условием совместной работы народов Крыма над его культурным и экономическим возрождением является взаимное ознакомление и как результат – взаимное уважение. В следующем номере газета опубликовала информацию о первом организационном заседании предполагаемого общества и проект его устава, в котором, в частности, говорилось: «Общество имеет своей целью, путем взаимного ознакомления, содействовать установлению и развитию мирного сожительства населяющих Крым народностей и борьбу с национальной рознью» [7, с.1].

Таким образом, открытые в Симферополе на волне национального крымскотатарского движения газеты «Голос татар» и «Крым», уделяя большое внимание теме культурного возрождения и просвещения крымских татар, сохраняли верность идее межнационального согласия всех народов Крыма, проповедуя лозунг: «Крым для крымчан».

 

Источники и литература

1.        Голос татар. – 1917. - № 1. – 1917. - 22 июля.

2.        Голос татар. – 1917. - № 5. – 1917. - 19 августа.

3.        Голос татар. – 1917. - № 15. – 1917. - 11 ноября.

4.        Голос татар. – 1917. - № 16. – 1917. - 20 декабря.

5.        Крым. – 1918. - № 1. – 10 мая.

6.        Крым. – 1918. - № 4. – 17 мая.

7.        Крым. – 1918. - № 5. – 19 мая.

Категория: Мои файлы | Добавил: tairk
Просмотров: 1170 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
yazilar arhivi
bizim sorularimiz
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
sayt dostlari
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018