Millet cevherleri - sahibi Tahir Kerim
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Четверг, 16.08.2018, 10:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Block title
bap kategoriyalari
Мои файлы [18]
arama
Главная » Файлы » Мои файлы

«Женский вопрос» на страницах изданий И. Гаспринского и его влияние на развитие крымскотатарской журналистики начала ХХ в.
05.05.2010, 12:53

Рубеж XIX-ХХ вв. - период национального возрождения крымских татар, одним из важнейших вопросов которого стала женская эмансипация.

Женский вопрос сразу же занял одно из ведущих мест в газете И. Гаспринского «Терджиман» - без его решения, по мнению великого крымскотатарского просветителя, невозможно было бы достигнуть поставленных просветительских задач.

Воспитанию женщины-матери – первой учительницы и наставницы своих детей - И. Гаспринский хотел посвятить журнал для мусульманок «Тербие» (Воспитание), редактором которого должна была стать его жена Биби Зехра Гаспринская, однако этот проект в 1887 г. был отклонен Главным Управлением по делам печати.

В 1891 г. Гаспринский вновь попытался открыть периодическое издание для женщин – приложение к своей газете под названием «Кадын» («Женщина»). Но и это издание было отвергнуто петербургскими чиновниками. Таким образом, до открытия И. Гаспринским в 1905 г. женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»), «Терджиман» оставался единственной трибуной, с которой он мог говорить о проблемах и культурных потребностях мусульманских женщин.

Уже первый, экспериментальный выпуск газеты – «Нешрият Исмаилие. Терджиман» - содержал программную статью своего издателя «Нужно ли учить женщин?». В ней Гаспринский рассказал об открытии в Тифлисе женского мусульманского училища, о существовании подобных школ у турок, арабов и в Индии.

Одним из первых в России Гаспринский отважился напомнить, что Шариат не запрещает обучения женщин. «Мы родимся от женщины, растем и начинаем говорить на руках женщины, живем, работаем с женщинами и наконец умираем возле женщины – жены или матери, получая последнее облегчение от них. Грешно оставлять их темными, как животных», - настаивает автор и заключает: «Чем ученей, воспитанней будет женщина, тем полезней она будет как дочь, сестра, жена и мать» [1].

В первый год своего выхода «Терджиман» критически отозвался на распоряжение турецкого мусульманского главы – шейх-уль-исляма – о необходимости ношения мусульманками более плотных ритуальных покрывал [2] и известие о приобретении марокканским султаном тысячной женщины в свой гарем [3].

В статье «К положению женщин-мусульманок» И. Гаспринский на многочисленных примерах показал бесправие мусульманских женщин, невозможность их обращения на практике к законам Шариата, защищающим элементарные права женщины в семейной жизни. В заключение он призвал к созданию государственной правовой системы защиты женщин: «Проблему надо поставить так, чтобы никто не мог нарушить шариат и справедливость по отношению к женщинам. Государство законодательно должно обеспечить защиту женщин-мусульманок, чтобы они могли обратиться с иском в суд» [4].

Данную тему редактор газеты продолжил и в статье «Где корень зла? (вопрос о разводе)», раскрывая страшную правду: тысячи женщин терпят гнет, насилие, унижения, совершаемые их мужьями-ничтожествами. В этой публикации он выступил и против мусульманского духовенства, входящего в сговор с бессовестными мужьями и прикрывающего их преступления шариатом. «Коран можно перевести одним словом, – утверждает Гаспринский, - его суть – справедливость! Все низкие беззаконные поступки, стремящиеся прикрыться положениями Корана, целиком и полностью противоречат Богу и Корану» [5].

Высмеивая и осуждая случаи варварского отношения к женщине, «Терджиман» постоянно приводил примеры женской эмансипации: открытие школ для девочек, получение женщинами-мусульманками высшего образования. Например, 29 сентября 1897 г. газета опубликовала информацию о том, что одна из крымских мурзачек Зейнеб-ханым Булгакова поступила в Санкт-Петербургское высшее медицинское училище для подготовки женщин-врачей.

Образцы появления мудрых и просвещенных женщин-мусульманок «Переводчик» находил и в прошлом – так, в номере за 22 октября 1897 г. он рассказал о супруге Менгли-Гирея крымской царице Нур-Султан, которая вела переписку с московскими государями Иваном ІІІ и Василием ІІІ и в 1510 г. побывала с Москве, где гостила свыше пяти месяцев.

В целом, проблеме эмансипации «Терджиман» посвятил десятки статей и заметок, рассказывавших как о бесправном положении мусульманских женщин, так и о росте их самосознания: «Шариат девочке тоже разрешает учиться» [6], «Враги женщины-мусульманки» [7], «Обращение к редакции касимовских девушек» [8], «Процесс обучения девочек» [9], «К проблеме женщин» [10], «Ислам и права женщины» [11], «О правах женщин» [12], «Опять о правах женщин» [13], «Положение девушек и женщин в Крыму» [14] и др.

Главной заслугой И. Гаспринского в решении «женского вопроса» стало массовое открытие школ для девушек. Доказательством плодотворности предпринятых усилий была реакция читательниц «Терджимана», открытые письма которых на тему женского образования неоднократно публиковала газета.

Первым изданием И. Гаспринского, появившимся в результате дарованной революцией 1905 г. свободы слова, стал журнал для женщин-мусульманок "Alem-i-nisvan” - «Алем-и нисван» («Женский мир») - первое во всем тюркском и мусульманском мире издание для женщин. Редактором-издателем был заявлен И. Гаспринский, заведующей редакцией и конторой – его дочь Шефика-Султан Гаспринская, получившая прекрасное домашнее образование и ставшая живым воплощением взглядов своего отца на положение современной крымскотатарской женщины.

К сожалению, «Алем-и-нисван» выходил нечасто и нерегулярно и из отдельного издания превратился в приложение к «Терджиману». Тем не менее, сложно переоценить роль данного журнала как в процессе эмансипации мусульманских женщин, так и в истории крымскотатарской журналистики, не раз впоследствии возвращавшейся к идее создания национального женского печатного органа.

После объявления в феврале 1917 г. прав и свобод для негосударственных народов Российской империи, тема женской культурной эмансипации стала объектом постоянного внимания крымскотатарского Временного Исполнительного Комитета и его органа – газеты «Голос татар» (1917). В частности, в основных крымскотатарских законах, принятых национальным крымскотатарским правительством, говорилось: «Курултай, стоя на принципе равенства, признает и утверждает и за женщиной полное равноправие наравне с мужчиной и поручает парламенту создание соответствующего закона» [15].

Провозглашенное крымскотатарскими демократами равноправие полов вызвало упорное сопротивление мурзачества и духовенства, которые устроили в мечетях и кофейнях агитацию против «женских вольностей», имевшую успех среди самых отсталых слоев. Однако остановить начавшийся процесс эмансипации было уже невозможно.

19 августа 1917 г. «Голос татар» сообщил о съезде делегаток всех существующих в Крыму женских мусульманских комитетов и избрании Крымского областного женского комитета, а в качестве неотложных мер по образованию мусульманского населения Крыма было предложено учреждение стипендий для татарских девочек беднейших родителей, чтобы «дать возможность обездоленной татарской женщине выйти из векового затворничества, освободить от рабского подчинения и стать на путь равноправия наряду с сознательными гражданками» [16].

О необходимости освобождения татарской женщины писал и Ф.Н. Андреев-Авджикойский: «И мы видим уже дочерей татарского народа учительницами в школах, обучающих детей родного народа, видим их на высших курсах, слыхали татарскую дочь и на учительских съездах, на общественных собраниях, в качестве горячей поборницы за право женщины, за права родного народа» [17].

В рубрике «Хроника» 2 сентября 1917 г. газета радостно сообщила о начале занятий в находящейся на содержании у Симферопольского татарского благотворительного общества женской профессиональной школе и об открытии в Симферополе частной прогимназии известной в татарском мире учительницей и организатором татарских профессиональных школ Айше Ханым Исхаковой.

В репортаже об открытии 26 ноября 1917 г. в Бахчисарае Курултая (татарского Учредительного собрания) автор, подписавшийся Х.Ч., как о самом отрадном явлении сообщил о четырех женщинах-татарках, которые вошли в его состав. «Президиум Курултая, - написал он, - украшает траурного цвета из черного бархата символическая шапочка, обтянутая кругом белой, также символической чадрой. Если черная шапочка принесла в Курултай вековые страдания женщины-татарки, то белая чадра должна была унести из Курултая полный мир, дружбу, согласие и равноправие между татарином-мужчиной и женщиной-татаркой» [18].

Среди делегатов I Курултая была и Шефика Гаспринская, назначенная крымскотатарским национальным правительством директором открытого в Симферополе женского педагогического училища (Дар-уль-муаллимин). Ученицы этого училища выпускали рукописный журнал «Ненкеджан» [19]. Сохранился номер этого журнала за 1922 г., в котором было указано, что пять лет ученицы собирались приступить к выпуску такого издания. Поэтому вполне возможно, что вдохновительницей идеи «Ненкеджан» еще в 1917 г. была Ш. Гаспринская, имевшая опыт руководства специализированным женским журналом.

Проблема крымскотатарского образования и «женский вопрос» сохранили актуальность и для газеты Крымскотатарского Парламента «Крым» (1918-1919). Свидетельством тому – материалы «Неотложное дело» (автор – Мугаллим (учитель. – Н.Я.), «Женский вопрос у мусульман» (автор – Сервер) и др. После трагической смерти Муфтия Крыма Номана Челебиджихана Мугаллим предложил продолжить начатое им дело: немедленно созвать учителей и помощников учителей на курсы, особое внимание уделив подготовке учительниц (мугаллиме) в продолжение начатого 30 лет назад И. Гаспринским движения за освобождение крымскотатарских женщин [20].

Подробно «Женский вопрос у мусульман» стал темой одноименной статьи автора, подписавшегося «Сервер». Журналист отметил, что первая мировая война изменила быт мусульманских стран, вызвав необходимость привлечения к общественной и государственной деятельности женщин-мусульманок. В Крыму, считает Сервер, раскрепощение мусульманок началось только во время войны, когда в силу экономических причин и богатые, и бедные татарки, преодолев обычай затворничества, заняли место своих ушедших на фронт мужчин. «Как и национальное движение, так и пробуждение татарок и их рвение к культуре – явление вполне естественное и ничто не может удержать его поступательного движения», - заключает автор [21].

Итак, предпринятое И. Гаспринским обращение к «женскому вопросу» приобрело значение традиции для последующих крымскотатарских изданий.

 

Литература
1. Нешрият Исмаилие. Терджиман. – 1882. – 5 августа.
2. Терджиман. – 1883. - № 22.
3. Там же. – 1883. - № 28.
4. Там же. – 1899. - № 48.
5. Там же. – 1902. - №№ 36-39.
6. Там же. – 1899. - № 36.
7. Там же. – 1896. - № 28.
8. Там же. – 1898. - № 51.
9. Там же. – 1901. - № 26.
10. Там же. – 1904. - № 88.
11. Там же. – 1909. - № 35.
12. Там же. – 1913. - № 74.
13. Там же. – 1913. - № 91.
14. Там же. – 1913. - № 201.
15. Голос татар. – 1917. - № 15. – 1917. - 11 ноября. – С.3.
16. Там же. – 1917. - № 6. – 1917. - 25 августа. – С.2.
17. Там же.
18. Там же. – 1917. - № 16. – 1917. - 20 декабря. – С.1.
19. Ненкеджан: Окъуйджыларынъ фаидасыны тюшюнир окъумагъанлардыр. – Акъмесджит: Эльязма, 1922. – 24 с.
20. Крым. - 1918. - № 9. – 29 мая. – С.1-2.
21. Крым. - 1918. - № 11. – 2 июня. – С.1.
 
Категория: Мои файлы | Добавил: tairk
Просмотров: 786 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
yazilar arhivi
bizim sorularimiz
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
sayt dostlari
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2018