ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛА «ЕНЪИ ЧОЛПАН» /«НОВАЯ ВЕНЕРА»/
05.05.2010, 12:45
В
крымскотатарской журналистике 20-е годы прошлого столетия знаменуются газетным
и журнальным бумом. В свет выходят общественно-политические, литературные,
образовательные, научно-популярные издания, выпускаются специализированные
журналы, многотиражки, стенные и даже «устные» [1] газеты различный комитетов,
молодежных организаций, предприятий и объединений. В Крыму
проводятся
мероприятия по привлечению читательского внимания к периодическим изданиям –
выездные редакции, Дни печати, Дни книги, тематические собрания в сельских
клубах. Особое место среди выходящих в то время различных периодических изданий
принадлежит крымскотатарскому журналу «Енъи Чолпан» («Новая Венера»), определявшему
себя как «литературное, политическое, экономическое, научное, социальное и
воспитательное» издание.
Изучение
подобных изданий является особенно актуальным в последнее время в свете
духовного возрождения крымскотатарского народа, ставшего возможным после
возвращения народа на свою историческую родину. Из таких, как «Енъи Чолпан»
источников, можно почерпнуть важные материалы на тему национальной культуры,
образования, литературы, истории. Новизна данного исследования заключается
также и в том, что впервые из Российской Государственной библиотеки в Москве (в
прошлом им. В.И.Ленина) были получены ксерокопии хранящихся там восьми номеров
журнала за 1923-24 годы, и теперь исследователи имеют возможность познакомиться
с полным содержанием, а не только с отдельными публикациями, «Енъи Чолпан».
Целью данной
статьи является определение тематики и проблематики журнала «Енъи Чолпан». Для
ее достижения необходимо выполнение следующих задач:
- изучение
внуренней структуры издания;
- класификация
тем публикаций, представленных на страницах издания;
- определение
круга основных социальных проблем, поднимаемых на страницах журнала;
- установление
авторского состава издания, определение авторов, специализирующихся на той или
иной тематике.
В приложении к
статье публикуется выборочный библиографический указатель публикаций по
вопросам культуры, науки, образования, воспитания, а также литературных
произведений, вышедших в свет в восьми первых номерах «Енъи Чолпан».
Говоря о
разработанности темы крымскотатарской довоенной журналистики в современной
крымскотатарской науке, необходимо прежде всего отметить публикации д. филолог.
наук, проф. Керимова И.А. В нескольких работах, проводя обзор крымскотатарской
периодики 20-30-х годов прошлого столетия, исследователь упоминал и о журнале
«Енъи Чолпан»: «Весьма оригинальным изданием в начале 1920-х годов являлся
журнал «Енъи Чолпан». В целя издания значилось, что ... «несмотря на тяжелейшие
материальные условия, на голод и разруху «Енъи Чолпан» будет продолжать
издаваться и распространяться до самых глухих деревень Крыма и освещать простым
труженникам путь к знаниям и высокой культуре» [2]. О крымскотатарских изданиях
писали ученые X. Кырымлы, Ю. А. Ганкевич, турецкий журналист К. Чапраз, краткий
обзор прессы того периода провели писатели Р. Фазыл и С. Нагаев,
дореволюционную печать Таврической губернии изучал журналист О. Xоменок. В
целом большинство научных исследований по истории крымскотатарской периодики
были посвящены прежде всего «Терджиману» и другим газетам Издательского дома И.
Гаспринского. В настоящее время внимание многих исследователей обращено на
издания начала 20-го столетия, одним из которых и является журнал «Енъи
Чолпан».
Первый пилотный
номер крымскотатарского журнала «Енъи Чолпан» вышел в марте 1923 года общим
объемом 72 страницы. Это был самый «толстый» из вышедших в свет номеров,
последующие номера выходили уже с меньшим количеством страниц. Так объем № 2
составил 48 стр., № 3 вышел в 64 стр., № 4 и № 5 были сдвоены и заняли 42 стр.,
каждый из последующих трех номеров № 6, № 7,№ 8 - по 24 стр.
Титульные листы
издания состояли из двух страниц, обе из которых содержали шапку журнала и
выходные сведения. Непосредственно на обложке помещалось содержание номера
(мундерижат), в котором указывалось название материала и фамилия автора.
Примечательно, что номера страниц материалов при этом не печатались. Такое
оформление напоминает широко применяемые современными таблоидными изданиями
способы оформления обложки -- заголовки материалов, темы, герои номера
анонсируются на посредственно на «лице» журнала, что позволяет читателю, не
листая издания, ориентироваться в его содержании.
Вторая страница
«Енъи Чолпан» содержала выходные сведения – данные об учредителях и издателях,
адрес редакции, нумерацию текущего номера. Редактором во всех номерах значился
Мамут Недим, издателями с №1 по №3 - «группа поэтов, писателей и педагогов», а
уже с № 4 по № 8 указывалось, что журнал выходит «с помощью НКзема и НКП.
Комиссии по татаризации». Первые два номера вышли в Симферополе на ул.
Кантарной, №20, в клубе крымскотатарской молодежи; адресом последующих номеров
значится комната № 13 в помещении Крымского Центрального Исполнительного
Комитета.
В первых трех
номерах руководство издания объединило материалы в тематические рубрики.
Внутренняя структура журнала была представлена следующими разделами: «Шиирлер
къысмы» /«Раздел стихов»/, «Икае къысмы» /«Раздел рассказов»/, «Эдебият болюгы»
/«Литературная рубрика»/, «Сиясий къысым» /«Политическая рубрика»/, «Ильмий ве
ичтимаий къысым» /«Раздел научной и социальной информации»/, «Ичтимаий ве
тербиевий къысым» /Раздел социальной и воспитательной информации/. Кроме того в
этих номерах были «Генчлер саифеси» /«Молодежная страница»/, «Умумий болюк»
/«Общий раздел»/, и так называемый, тематический раздел. К примеру, в № 2 «Енъи
Чолпан» тематический раздел вышел под названием «Маис бир байрамы» /«Майский
праздник»/, в нем было помещено три публикации об истории праздника и о том,
как отмечали этот день в 1923 году в Крыму [3]. Позднее в вышедшем в сдвоенном
варианте №№ 4-5 редакция отказывается от тематического дробления публикации и в
содержании дает их сплошной список. Возможно это связано и с тем, что
количество публикуемых материалов, а следовательно и объем журнала, уменьшаются
почти вдвое.
Одной из
основных тем журнала «Енъи Чолпан» являлась литературная тематика, на страницах
издания регулярно, вне зависимости от объема, печатались стихи и проза
крымскотатарских авторов. Первый номер «Енъи Чолпан» открывался «Разделом
стихов», в котором были опубликованы произведения Бекира Чобанзаде, Шевкия
Бекторе, Амди Гирайбая, Умера Ипчи. В последующих номерах будут напечатаны
произведения А. Одабаша «Унутмаяджакъ» /«Не забудет»/, детская одноактовая
пьеса для труппы с хором
Асана Чергеева
«Джыл донюмю» /«Новый год»/, стихи А. Ляфиф-заде, И. Тархана. В наши дни многие
из этих произведений транслитерированы на кириллицу, вошли в сборники
произведений данных авторов, и сейчас составляют сокровищницу крымскотатарского
культурного наследия.
Не менее
разнообразно в журнале была представлена научная и научно-популярная тематика,
за два года вышли в свет работы по таким гуманитарным дисциплинам, как
языкознание, литературоведение, религия, история. Из научных публикаций,
увидевших свет на страницах «Енъи Чолпан» прежде всего необходимо отметить
статью О. Акъчокъракълы «Казан татарларын эдебияты тарихындан» /«Из истории
казанскотатарской литературы»/ (№1), статьи Б. Чобанзаде «Тюрк-татар
лисаниятына медхаль» /«Введение в тюрско-татарское языкознание»/ ( № 1), «Тиль
ве имля конференсиясы мюнасебетийле» /«К конференции по языкознанию и
орфографии»/ (№.6) «Тюрк-татар дилинде сёз къытлыгъы» /«Недостаток слов в
тюрско-татарских языках»/ (№№7,8). К этой же тематике следует отнести и работу
Б. Чобанзаде «Русие тюрк-татар матбуатында ильмий, фикрий омюр» /«Мысль и наука
в тюрско-татарской прессе России»/. В этом обзоре печати тюркских изданий
России («Билим оджагъы» (Туркистан), «Сана» (Туркистан), «Шаркъ къадыны»
(Азербайджан), «Коммунист газетасы» (Башкирия), «Бизим байракъ» (Татаристан), «Йолдаш»
(Дагистан), «Туркменистан» (Туркменистан) автор дает краткие характеристики
изданий, разбирает публикации, заслуживающие наиболее пристального
читательского внимания, описывает язык или диалект, на котором написаны
материалы, а также отмечает недостатки, например, отсутствие «серьезных
публикаций в журнале «Шаркъ къадыны» [4].
Кроме того, из
научных работ в «Енъи Чолпан» публикуются материалы по почвоведению, геологии,
медицине, сельскому хозяйству. Это и работы о природных ископаемых в Крыму, о
строении почв Крымского полуострова, о вредных насекомых для
сельскохозяйственных культур, например, такого вредного для виноградников
насекомого как с[екусар], о распространенных в крымских селах простудных,
инфекционных заболеваниях и методах профилактики; публикации о голоде,
последствиях голодовки для организма, о том, какие питательные вещества,
витамины, и в какой пропорции должен получать организм для нормальной
жизнедеятельности. Общим для них является стремление к повышению уровня
образованности широких слоев населения, желание просветить, обучить, рассказать
о новых достижениях науки и техники.
В неразрывной
связи с предыдущей рубрикой находится публикации, посвященный вопросам
образования и просвещения. Это самая широко представленная тема в «Енъи Чолпан»,
здесь охватываются почти все аспекты образовательного процесса. Наиболее
показательной в этом плане, на наш взгляд, является статья Абибуллы Одабаша
«Мектеплер ичюн китап» /«Книга для школ»/. Она была опубликована в № 2 журнала
«Еньи Чолпан», позже в сдвоенном номере №№ 4-5 выдет его вторая публикация под
тем же заголовком, и в ней будет продолжена тема образования. «В 1922-23
учебном году крымские школьники учились без книг, тетрадей и даже в некоторых
школах без мела и досок. Народ в высшей степени беден, нет возможности просто
прокормить свои семьи», - такими словами Одабаш начинает свою статью. Однако
проблема образования не терпит отлагательств, по мнению автора, самая важная
задача для школ Крыма – это подготовка профессиональных учительских кадров,
ведь «если учителя будут хорошо подготовлены, не так чувствительно будет даже
отсутствие книг, ручек, тетрадей». Необходимо обучить как можно больше новых
преподавателей, а уже работающие должны посетить курсы повышения квалификации.
Далее автор
рассматривает проблему нехватки книг, задается вопросом: какие учебные пособия
есть у нас, для того, чтобы «обучать детей и показывать дорогу учителям?» Ведь
чтобы проводить занятия на хорошем уровне, необходимы не только учебные пособия
для детей, но литература для учителей, последние должны знать об «особенностях
психического развития, иметь представление о творческих способностях и
разбираться в основах анатомии ребенка». Из имеющихся в наличии учебных пособий
автор указывает написанные до 1917 года «Xоджа-и субъян», азбуку, несколько
учебников и другие издания И. Гаспринского, учебник татарской грамматики Я.Н.
Байбуртлы, детский учебник по математике X. У. Сами. Для обучения детей вне
школы, (скорее всего речь идет о курсах ликвидации безграмотности), или как
пишет автор для обучения «бородатых и безбородых детей» имеются книги А.
Гирайбая, Ш.Бекторе, Дж. Керменчикли, несколько работ самого А. Одабаша. Но
этого мало, тираж изданий уже давно разошелся, и проблема нехватки книг вновь
стоит очень остро. Необходима, по мнению автора, не только публикация книг в
Крыму, но и восстановление действующей до революции системы, когда в Крым
поступали издания из таких «центров тюрской культуры, как Стамбул, Казань,
Оренбург, Баку». Для решения вопроса нехватки учебников на прошедшем недавно
«съезде работников образования была избрана специальная научная комиссия из
шести человек, в задачи которой входит решение проблемы выпуска книг». Комиссия
постановила, что для 1923-24 учебного года будут опубликованы книги по родному
языку, географии, природоведению, такой дисциплине как «человек и общество»
[5]. Выбрав для своей публикации жанр аналитической статьи Абибулла Одабаш
сумел раскрыть острую социальную проблему того времени.
Структурно-композиционная
модель статьи содержит ввод в проблему, краткую предысторию, анализ проблемы, а
в конце - пути решения возникшей проблемы. Автор обращается к историческому
опыту, предлагая возвратить действующую до этого систему обеспечения школ и
библиотек Крыма литературой, пишет о том, что делается (или по крайней мере
запланировано сделать) для укомплектации школ нужной литературой.
Как уже было
отмечено, тема образования представлена на страницах журнала самыми разнообразными,
затрагивающими важные аспекты образовательного процесса публикациями. Это и
работы о мерах по ликвидации безграмотности среди населения (Ибраимов И.
«Къырымтатар арасында маариф меселеси» /«Проблемы образования крымских татар»/
(№1), Зорин. «Къырмыда херкезинъ окъуттырылмасы ичюн хазырлыкъ планы» /«План по
ликвидации всеобщей безграмотности в Крыму»/ (№№ 4-5); и новые учебные планы
занятий («Маариф ишлери Къырым халкъ комисарлыгъынынъ ильмий хеети. Еди
сенеликъ иш мектеплеринде окъунуладжакъ табиат илимден нюмюне программы» /«Научная
делегация отдела просвещения Крымского Народного комиссариата. Примерная
программа по проведению занятий по естествознанию в рабочих школах-семилетках»/
(№3); и информация о новых методах преподавания. В №№ 4-5 рассказывается о
такой форме проведения занятий по географии и краеведению, как экскурсия. В
публикации «Экскурсия (гезенти) ве онынъ усулю» /«Экскурсия (прогулка) и ее
методы»/ автор Али Абдулла подчеркивает, что есть, как минимум, шесть причин,
по которым экскурсия более «привлекательна» для изучения живой природы, чем
занятия в классе. Это и «возможность продемонстрировать вещь в ее природной
среде, возможность пробуждения эмоции у учеников, а через это воспитание чувства
прекрасного, возможность познакомить учеников с вещания и явлениями, на которые
они до этого, возможно, не обращали внимания – море, дерево и т.д.» [6]. Автор
предлагает три вида экскурсии – однодневную, на один день-ночь, многодневную --
и описывает особенности каждой из них.
Неразрывно с
предыдущей темой связана тема воспитания, в ней больший упор делается на
воспитание человека так называемого «нового» поколения. В качестве примера
можно выделить публикации Алтайлы «С[овиет] ичтимаемизде дининъ ролю ве тербие
меселеси» /«Роль религии и проблемы воспитания в советском обществе»/ (№1),
работу Валида У. об открытии новой школы «Ичтимаий тербие академиясы»
/«Академия социального воспитания»/ (№3). Большое внимание уделяется новым
подходам в воспитательном процессе. В своей работе «Оюн-арекет ве тербие»
/«Игра, подвижные занятия и воспитание»/ учитель школы села Тувакъ Алуштинского
района Айдер Айсин пишет о том, что нужно отказаться от привычных стереотипов о
том, что «дети, которые любят играть – вредные, непослушные и ленивые», что «игра
– это только причина для перелома ног, рук, для ран головы». Автор отстаивает
совершенно иную точку зрения, обращаясь к опыту Запада (школы, открытой 60 лет
назад в Гановере, преподавание в которой строилось на основе игры) делает
вывод: «Насколько необходимыми в начальной школе являются чтение и письмо,
настолько необходимы и подвижные занятия; насколько необходимо преподавание родного
языка, настолько важна и игра в обучении» [7].
В целом же в
публикуемых в журнале работах на темы науки, культуры, образования, воспитания,
а также в своих литературных произведениях, авторы поднимали самые разные
социальные проблемы и вопросы, характерные для того времени. Это: - тяжелое
материальное положение народа, последствия недавно пережитого голода. Авторы
рассуждают о путях улучшения благосостояния народа. Так эффективным в то время
считалось объединения людей в колхозы, артели и кооперативные хозяйства, и в
публикациях о проблемах сельского хозяйства звучат призывы к объединению. О
том, как можно рационально использовать природные богатства говорится в работах
о природных ископаемых в Крыму;
- проблема
ликвидации безграмотности, повышения уровня образованности населения. Она нашла
отражение в многочисленных работах на тему всеобщего образования и просвещения
- о необходимости подготовки учительских кадров, открытии ликбезов, введении
новых методик преподавании, выпуске учебных пособий;
- проблема
неразвитости социальной инфраструктуры, в первую очередь, отсутствие
медицинского обслуживание населения, и, как следствие - массовые заболевания,
такие как малярия, инфекционные болезни. Журнал рассказывает читателям о
болезнях, их симптомах, последствиях и профилактике.
- Освещение
самых разных тем и социальных проблем в журнале стало возможным во многом
благодаря широкому кругу авторов издания, среди которых было немало известных
имен. Для многих из них можно выделить тематический «конёк» - то есть вопросы,
в которых тот или иной автор специализировался. Так Б. Чобан-заде регулярно
публиковал материалы о языкознании, О. Акчокраклы писал о литературе, вопросы
образования освещал А. Одабаш, политическую ситуацию в стране и за рубежом комментировал
М. Недим. Литературные произведения в журнале публиковали Б. Чобан-заде, А. Лятиф-заде,
А. Гирайбай, У.Ипчи, И. Тархан. «Специализировались» на разных темах и менее
известные авторы – Н. Мухитдинов писал о проблемах образования, А. Абдулла – о
почвоведении и медицине.
Печатались в
крымскотатарском журнале и славянские авторы – Гралов, Зорин, У. Валид. Вышло в
свет несколько переводных статей, например работа «Мектепте япыладжкъ топракъ
ишлерининъ тешкиляты аккъында» (№№ 4-5) в переводе О. Куркчи. Несколько
публикаций журнала были написаны авторами-женщинами, такие как «Тюрк къадыны»
/«Тюрская женщина/ Джемиле Н. (№3), «Къол зенааты ве къадынлыкъ» /«Рукоделие и
женщины»/ Шерфеальдиновой (№3).
Таким образом,
журнал «Еньи Чолпан», выходивший в Крыму в 1923-24 годы, публиковал на своих страницах
информацию по вопросам науки, научно-популярной деятельности, образования,
просвещения, медицины, сельского хозяйства, отводил место под литературные
произведения - прозу, стихи, пьесы. В этих работах затрагивались актуальные
социальные проблемы того времени – тяжелое материальное положение народа,
благоустройство, повышение жизненного уровня, ликвидация всеобщей
безграмотности и улучшение образовательного процесса в школах и ликбезах,
здоровье населения, профилактика заболеваний. В первых трех номерах внутренняя
структура журнала имела несколько рубрик, затем авторы отказались от
тематического деления и стали давать на титульном листе сплошной список
публикаций. Авторами издания были такие известные крымскотатарские авторы, как
Б. Чобанзаде, А. Одабаш, А. Лятиф-заде, А.Гирайбай, У. Ипчи, И. Тархан и многие
другие.
Если под шапкой
издания значилось, что «Еньи Чолпан» - это «литературное, политическое, экономическое,
научное, социальное и воспитательное» издание, то тематика журнала полностью
соответствовала заявленным в подзаголовке темам, охватывал многие сферы
человеческой деятельности.
Источники и
использованная литература:
1.
См. напр.:
ГААРК. Фонд № 1. - Дело № 330. - ЛЛ. 115-116 . (Циркулярное письмо «О
стенных и
уст-
у нас на вышеприведенном ресурсе вы сможете посмотреть большой выбор интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1114.html - wm8650 android 2.3 прошивка